Верховный суд сделал важное разъяснение по делу о защите прав потребителей.
Фабула дела.
Волгоградец обнаружил в приложении ЦУМа “распродажу” люксовых брендов и оформил заказ на 19 позиций стоимостью от 19 до 129 рублей, оплатил заказ на общую сумму 2787 руб., на почту пришло подтверждение оплаты и оформление заказа.
Однако на следующий день от магазина пришло уведомление об отсутствии возможности исполнить принятый заказ, деньги возвратили.
Покупатель направил в ЦУМ претензию с требованием о передаче товаров по ценам, указанным в заказе, однако магазин отказал сообщив, что в результате технического сбоя цены на товары в интернет-магазине отражались некорректно, общая стоимость заказа составляет около 2,5 млн руб. Тогда покупатель пошел в суд.
Суды трех инстанций отказали в иске, указав, что “факт возникновения технической ошибки явно следует из цен, указанных в интернет-заказе, а в действиях истца, осведомленного о фактических ценах продаваемого товара, при отсутствии на сайте каких-либо акций и скидок усматривается злоупотребление правом“.
Верховный суд отменил судебные акты как вынесенные с нарушением закона, отправил дело на новое рассмотрение, отметив следующее:
- Размещенное на сайте предложение о продаже одежды, содержало все существенные условия договора: информацию о товаре и цену, значит было публичной офертой.
- Оформив и оплатив заказ покупатель осуществил акцепт оферты, в связи с чем у продавца возникла обязанность по передаче товара.
- В одностороннем порядке продавец не вправе изменить цену, объявленную в момент оформления заказа.
- Покупатель по закону имеет право на получение товара по цене, заявленной в интернет-заказе.
- Признавая действия истца злоупотреблением правом, суд не обосновал это и не указал как покупателю возможно определить техническую ошибку, если магазин периодически проводит акции и распродажи.
(Определение Верховного суда от 06.06.2023 г. по делу N 16-КГ23-6-К4)
