Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году, предложил переложить на силовиков часть ответственности за экономический рост в Российской Федерации. Он отметил, что, согласно опросу предпринимателей, проведенному ФСО по заказу бизнес-омбудсмена Бориса Титова, большинство предпринимателей в России называют работу правоохранительных органов и судов главным препятствием для развития бизнеса. Давайте подумаем с учетом реальных фактов, что ожидать сотрудникам системы МВД РФ в 2020 году.
Как сообщают РИА “Новости” в МВД России подчеркнули, что министерство ежегодно детализирует задачи по улучшению своей работы. Например, как отметили в ведомстве, в 2019 году на заседании коллегии МВД, в которой участвовал президент России Владимир Путин, было решено принять дополнительные меры по улучшению диалога с бизнесом и повысить удовлетворенность граждан работой МВД.
Ротация кадров в системе МВД с 2020 года
В этом ключе, стоит напомнить о недавних ротациях ответственных работников системы МВД РФ в соответствии Указом Президента РФ за № 44 в котором, к примеру, говорится о том, чтобы освободить от должностей генерал-майора полиции Гильманова Рафаиля Валиевича, заместителя Министра внутренних дел по Республике Татарстан – начальника полиции; генерал-майора внутренней службы Кузнецова Александра Михайловича, заместителя начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю; генерал-майора полиции Солопова Сергея Александровича, начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве.
Потом, напомним, от должностей были освобождены: Министр внутренних дел Ингушетии генерал-лейтенант полиции Дмитрий Богданович Кава; Генерал-майор полиции, начальник управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД РФ по г. Москве Коваленко Виктор Васильевич; Генерал-майор внутренней службы, заместитель начальника ГУ МВД РФ по г. Санкт-петербургу и Ленинградской области Роговой Николай Михайлович. Генерал-майор полиции Девяткин Юрий Владимирович – начальник управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве и Генерал-майор полиции Пучков Андрей Павлович – начальник управления внутренних дел по Западному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве.
В свою очередь, Полковник полиции Жигайло Владимир Николаевич стал начальником УМВД РФ по Ивановской области, а Генерал-майор полиции Инстранкин Юрий Николаевич стал заместителем начальника Департамента по материально – техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ.
Сокращение руководящих должностей в 2020 году
Дополнительное сокращение руководящих работников и рядовых служащих МВД РФ ожидаются и в 2020 году в России. Эти перемены произойдут в рамках давно запланированной и постепенно проходящей реформы. Инициатор реформы – президент В. В. Путин, озвучивший ее еще в 2017 году. Например, уже ГУ МВД РФ по Москве в ближайшее время ждет масштабная реорганизация, в результате которой большинство сотрудников, занимающих руководящие должности, могут лишиться работы. Это следует из письма за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева руководителю ГУ МВД по Москве Олегу Баранову, сообщает газета “Известия”.
Глава столичной полиции предлагает ликвидировать оперативно-розыскные части как в составе центрального аппарата УУР, так и в отделах уголовного розыска в окружных управлениях. Освободившийся штат сотрудников планируют направить на усиление подразделений в райотделах полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в МВД предложение оценили, но поддержали частично. Эксперты уверены, что кадровая оптимизация будет содействовать профилактике правонарушений и повышению их раскрываемости, а в центральном аппарате в итоге останутся только специалисты высокого уровня.
Серьезная реформа Московского уголовного розыска коснется в первую очередь оперативно-розыскных частей. Их предложено ликвидировать как в составе Главного управления уголовного розыска Главного управления столичной полиции, так и в отделах уголовного розыска УВД по административным округам Москвы. В письме за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева говорится о том, что это предложение поддерживается.
Одобрение у вышестоящего руководства вызвала и идея после упразднения оперативно-розыскных частей в МУРе усилить освободившимися ставками районные отделы полиции. Этот шаг позволит укрепить оперативниками те подразделения, которые, как выражаются сами сотрудники МВД, работают «на земле».
Как следует из документа, в министерстве реформу считают правильной и предлагают распространить ее не только на МУР, но и на Управление по контролю за оборотом наркотиков и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Обе эти структуры имеют свои оперативно-розыскные части как в Главном управлении МВД по Москве, так и в окружных УВД. «Принятие аналогичного решения о проведении мероприятий по оптимизации организационного построения указанных подразделений» в письме названо целесообразным.
А вот к предложению установить полковничьи звания для начальников отделений и заместителей начальника отдела Управления уголовного розыска столичного полицейского главка в министерстве отнеслись скептически. «Его реализация внесет дисбаланс в сложившуюся шкалу специальных званий по должностям начальствующего состава», — говорится в отзыве замминистра.
В настоящее время Московский уголовный розыск насчитывает шесть оперативно-розыскных частей, в каждой из которых есть начальник и два заместителя, — в сумме как минимум 18 начальников на «полковничьих» должностях. Стоит заметить, что в отделах уголовного розыска окружных УВД есть свои ОРЧ с полковником в должности начальника, то есть еще порядка 70 руководителей на всю столицу. Что станет с теми, кто сейчас управляет оперативно-розыскными частями, в документе не уточняется.
Оценка реорганизации МВД
Оценить реорганизацию столичного уголовного розыска «Известия» попросили члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. По его словам, кадровые перестановки положительно скажутся на правоохранительной системе.
— Сейчас есть проблемы с качеством правоприменительной практики, и прежде всего именно «на земле». Поэтому необходимо повышать раскрываемость преступлений, работу института неотвратимости наказания. А для этого нужно проводить достаточно эффективную кадровую политику на местах, с достаточным количеством работников, — заявил он.
Депутат подчеркнул, что в советское время главной задачей органов правопорядка являлось не допустить совершения правонарушений.
— Когда идет речь о подготовке правонарушения, то и участковые, и оперативники должны быть в курсе этого, и своевременно принять меры для его предотвращения. Профилактика правонарушений выгодна и государству, и потенциальным потерпевшим, — пояснил Анатолий Выборный.
Что касается полковников, то депутат отметил, что после реорганизации в правоохранительной системе останутся только специалисты с большой буквы.
— Уверен, руководство обязательно позаботится, чтобы они остались в системе на своем месте. Главное, чтобы не было той лишней прослойки, которая не знает, чем заняться, а придумывает разные вещи, создающие проблемы и коллегам, и гражданам. Недавние события с журналистом показали, что такая прослойка есть и ее нужно убрать, — сказал Анатолий Выборный.
По словам председателя Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина, Московский уголовный розыск давно нуждался в реорганизации.
— В последнее время сотрудники МУРа выполняли некую контролирующую функцию за территориальными подразделениями, в то время как там наблюдается сильная нехватка кадров. Например, в оперативно-разыскной части УВД ТиНАО из 66 сотрудников по штату набрано только 30, а фактически работают 15 из них, — рассказал «Известиям» Михаил Пашкин.
Он отметил, что оставшиеся без работы полковники, скорее всего, предпочтут уйти на пенсию, чем начнут работу «на земле». Освободившиеся финансы при этом также можно будет потратить на укрепление территориальных подразделений.
Также, в рамках реформы МВД РФ с 2020 года оперативников могут избавить от работы по возбуждению уголовных дел, а право принятия процессуальных решений по преступлениям передать следователям. Такую рекомендацию для учета в оперативно-служебной деятельности первый замначальника ГУУР МВД РФ генерал-майор полиции Александр Фролов направил руководителям всех региональных отделений УУР и ГУ (У) МВД (документ есть в распоряжении «Известий»). Актуальность своей инициативы он объясняет тем, что 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает их основной работе — раскрытию преступлений. К тому же частые нарушения при отказе в возбуждении дел снижают доверие общества к полиции. Такой вывод был сделан по итогам внутриведомственного исследования. О его результатах уже доложено министру внутренних дел РФ генералу полиции Владимиру Колокольцеву.
Сейчас сотрудникам уголовного розыска (УР) и управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) приходится изучать сообщения о преступлениях, проводить доследственную проверку и принимать решения о возбуждении уголовного дела. Из документа следует, что это негативно сказывается на исполнении оперативниками основных обязанностей — им не хватает времени на предупреждение и раскрытие преступлений, работу с источниками информации. Кроме того, такая практика нарушает принцип законности при принятии процессуальных решений и снижает доверие граждан к работе полиции.
По данным, которые приводит в своем письме генерал-майор Александр Фролов, почти в половине территориальных отделений МВД сотрудники УР всё чаще отказывают в возбуждении уголовного дела. С 2014 по 2018 год они отменили более 1,2 млн постановлений, а возбудили лишь 216 тыс. уголовных дел, которые в основном были приостановлены из-за отсутствия доказательной базы.
«Сложившаяся негативная практика противоречит правилу регулирования уголовно-процессуальных отношений, закрепленному в ст. 41 УПК РФ, которое запрещает производство дознания лицам, проводившим оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию преступлений», — сообщил Александр Фролов.
Он подчеркнул, что с этим соглашаются и в Генпрокуратуре (постановление от 25 мая 2016 года № 69-21-2016). Там тоже считают, что для полицейских «процессуальная деятельность не является основной по должности».
То, что с оперативников необходимо снять процессуальные функции, показал и опрос, проведенный Главным управлением уголовного розыска МВД России вместе с ФГКУ «ВНИИ МВД России», результаты которого привел Александр Фролов. В исследовании принимали участие более 1,2 тыс. сотрудников УР в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском и Камчатском краях, а также в Амурской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Омской и Ярославской областях.
Практически 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает им раскрывать преступления, осуществлять оперативно-профилактическое наблюдение за ранее судимыми и выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.
И это при том, что каждый год с учета по истечении срока давности снимается более 1,5 млн уголовных дел по преступлениям прошлых лет, 97% — без установления преступника. Под наблюдение оперативников попадает лишь каждый третий, находящийся под административным надзором. А несовершеннолетних к уголовной ответственности привлекают в 26 раз чаще, нежели взрослых, которые толкали их на преступления.
Кроме того, согласно опросу, у 41% сотрудников УР нет необходимой квалификации для принятия процессуальных решений, поэтому 80% из них уже были наказаны за ошибки. С 2014 года число оперативников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за необоснованное вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, увеличилось на 15% (более 14 тыс. человек). 73% сотрудников полагают, что сложившаяся практика системных нарушений при вынесении постановлений ощутимо снижает уровень общественного доверия к работе полиции.
Также это формирует негативный морально-психологический настрой у молодых сотрудников УР, которые с первых же дней службы ориентируются не на выявление и раскрытие преступлений, а на их укрытие, чтобы создать видимость позитивных результатов, полагает Александр Фролов.
Процессуальные функции действительно не являются профильными для сотрудников УР и ЭБиПК, согласен председатель общественного совета при МВД РФ, адвокат Анатолий Кучерена.
— Всегда выступал за то, чтобы сотрудники правоохранительных органов занимались исключительно своими обязанностями, чтобы несвойственные им функции были отданы в подразделения, которые должны ими заниматься. Если Александр Фролов тоже так считает, я буду его всячески поддерживать. Знаю, что и позиция министра и соответствующих подразделений МВД аналогичная. Там уже работают над этим, хотят разгрузить ряд подразделений, которые выполняют не свойственную им работу, — рассказал «Известиям» Анатолий Кучерена.
Сейчас на каждое возбужденное уголовное дело приходятся десятки постановлений об отказе о его возбуждении, сообщил председатель МКА «Адвокаты и бизнес» Дмитрий Штукатуров. Оперативные подразделения отбрасывают огромный массив пустых заявлений и лишь 10% превращают в уголовные дела, отметил адвокат.
— Если не возбуждено уголовное дело, то нет преступления, и когда оно не раскроется, у них не ухудшится статистика раскрываемости. Следователи более компетентны и не заинтересованы лишь в раскрытии преступления, поскольку их работу оценивают по другим критериям. А управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией, где срок проверки ограничен 30 сутками, а иногда и десятью, выносят так называемые технические отказные, когда оперуполномоченный видит, что преступление есть, но за месяц не успеет собрать все документы, провести почерковедческие экспертизы и т.д., — рассказал Дмитрий Штукатуров.
Оценивая инициативу, адвокат отметил, что правильнее было бы менять инструменты статистической отчетности и усилить работу с личным составом оперативников.
Начавшаяся реорганизация Московского уголовного розыска постепенно перейдет в 2020 году и на структурные подразделения МВД РФ в субъектах Российской Федерации (регионах России). Ожидаемое сокращение, естественно, болезненный и непопулярный процесс для миллиона сотрудников. Однако, конечная цель проводимых реформ – увеличение эффективности работы силового ведомства.
Разаттестация пройдет плавно в период с конца 2019 года по 2024 год. Она должна незаметно сократить численность служащих в МВД примерно на 110 тысяч человек. В рядах силовиков останутся самые квалифицированные сотрудники. Кроме того, теперь, если служащий выходит на пенсию, на его место не будут принимать нового. Разаттестация коснется даже высших чинов МВД.
Процесс разаттестации никак не повлияет на служащих, которые получили ранения и травмы в период службы; работников, постоянно повышающих свою квалификацию; сотрудников, которые в настоящее время имеют самые высокие показатели в работе, а также наивысшую квалификацию; служащих, имеющих самый большой стаж работы и тех, кто является единственным кормильцем в семье.
Сокращение обязательно должно быть согласовано с профсоюзной организацией. Сотруднику, подлежащему сокращению, будет выплачена годовая зарплата, компенсирован отпуск; за ним на определенный период сохранятся различные социальные выплаты; компенсированы налоговые выплаты при пенсионном праве.
Напомним, размер пенсий, положенных сотрудникам органов, определяется как доля денежного довольствия военнослужащих, а этот показатель ежегодно индексируется на размер инфляции по оценке Правительства плюс еще два процентных пункта. Таким образом, пенсионерам МВД вроде бы не на что жаловаться – пенсии и так растут опережающими инфляцию темпами, то есть увеличиваются не только в номинальном, но также и в реальном выражении, уточняет портал news-and-life.com.
Однако и здесь есть один важный нюанс. Доля ДДВ для расчета пенсионных сумм должна ежегодно расти на два процентных пункта, пока она не достигнет 100%, а пенсии тем самым не сравняются с зарплатами. Однако еще в 2016 году дефицит бюджета заставил власти заморозить этот рост, и с тех пор при расчете пенсий учитывается всего лишь 72,23% денежного довольствия. С октября 2019 года этот показатель все же слегка поднимут – до 73,68%, однако равенства между зарплатами и пенсиями сотрудников МВД почти наверняка уже не будет ни в 2020 году, ни вообще в ближайшем будущем.
Для расчёта пенсионных начислений работникам МВД был введён специальный коэффициент – понижающий. Он касался только тех, кто вышел на пенсию по возрасту. Это предусматривалось Федеральным Законом № 306 от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Первоначально понижающий коэффициент был 54%. Правительство задумало увеличивать его ежегодно на 2%. К 2035 году он должен был составить 100%. Но с 2016 года понижающий коэффициент не увеличивался и остановился на отметке 72,23%. Соответственно пенсии также не индексировались до 2018 года.
Работникам МВД России ждать увеличение пенсионных выплат придётся до октября 2019 – начала января 2020 года. Если они вышли на пенсию по выслуге лет. Планируется, что индексация поможет увеличить выплаты от 1 тыс. рублей и более. Предоставлять документы в инстанции пока не нужно. Полагают, что индексации пройдут автоматически. Заранее точно просчитать надбавку вряд ли получиться. Можно только приблизительно. Для этого нужно фактические выплаты умножить на 1,04. Ещё не решён вопрос с понижающим коэффициентом. Останется он на уровне прошлых лет в размере 72,23% или подвергнется изменениям. По прогнозам финансистов, увеличение его вряд ли запланировано. Это связано с проводимой индексацией пенсий. Хотя, до октября ещё есть время, могут быть предложены различные изменения.
Выплаты работающим пенсионерам МВД
Работники МВД по выслуге лет выходят на пенсию, в основном, после 45-ти. Если человек остаётся работать, ему станут выплачивать только силовую пенсию. Основную страховую пенсионную выплату начнут начислять только после достижения пенсионного возраста, предусмотренного законодательством РФ. Работающим сотрудникам-пенсионерам силовых структур, начисляется два вида выплат: силовая пенсия и накопительная (по баллам). Индексацию пенсионных выплат работающим сотрудникам-пенсионерам МВД будет проведена не ранее 1 января 2020 года, а выплаты будут увеличиваться только за счёт накапливаемых пенсионных баллов.
Нюансы начисления выплат пенсионерам МВД
Сотрудники-пенсионеры органов правопорядка могут получать социальные доплаты, если: — выслужили требуемый стаж; — была получена инвалидность в ходе службы; — произошла потеря кормильца. Выплаты производятся семье; — были представлены к наградам и орденам; — проходили службу в горячих точках; — имели доступ к засекреченным документам. Все назначения и расчёты пенсионных выплат работникам МВД производятся согласно Федеральному Закону № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей», сообщает портал comandir.com
Что касается окладов и зарплат сотрудников МВД России, то стоит отметить, что в бюджете страны на 2020 год существует отдельный пункт, который касается военнослужащих и приравненных к ним лиц (в том числе, служащих Министерства внутренних дел). В 2019 году увеличение бюджетных ассигнований, направленных на ежегодное повышение оплаты труда, позволит увеличить зарплату на 4,3%. Дополнительно власти акцентировали внимание на том, что сотрудники МВД также могут рассчитывать на увеличение оклада в 2020 и 2021 году. В первом случае зарплата вырастет на 3,8%, во втором — на 4%.
Однако проиндексированы будут только должностные оклады сотрудрудников МВД РФ (полиции), надбавки останутся теми же. В 2020 году ожидается увеличение в полтора раза денежного довольствия работников, которые останутся служить в ведомстве. Это касается рядовых сотрудников, а также сотрудников, занимающих средние руководящие должности. Таким образом будет сокращен разрыв между их зарплатами и зарплатами сотрудников высшего руководящего звена. С 1 октября 2019 года средняя зарплата сотрудника Министерства внутренних из расчета бюджетных ассигнований составляет не менее 39 000 рублей.
Ожидается, что в скором будущем зарплата рядовых работников правопорядка составит 96000 рублей. Такой показатель будет достигнут путем сокращения штата. Посредством разаттестации, которая проводится с 2019 года и будет проходить вплоть до 2024 года, число сотрудников МВД планируется сократить на 110000 человек. В результате разаттестации в правоохранительных органах останутся служить только высококвалифицированные работники. Также в случае, если сотрудник выйдет на пенсию, на освободившееся место не будут брать нового сотрудника, уточняет портал pronedra.ru
Тем не менее, несмотря на запланированное повышение зарплат остающимся работать в системе МВД РФ сотрудникам, профильные ответственные работники органов государственной власти Российской Федерации будут внимательно следить за ихпрофессиональным имиджем. Зарплатная реформа полиции временно улучшила ее имидж, но стандарты профессии повысить не получится, полагает социолог Арина Дмитриева.
К слову сказать, первая значимая реформа полиции 2009–2011 гг. стала ответом на множество громких должностных преступлений, произошедших в конце 2000-х. Начало возмущению положило дело майора Дениса Евсюкова, за ним последовали массовое убийство в станице Кущевской, дело приморских партизан, массовые и ставшие рутинными сообщения о пытках, увечьях и гибели задержанных в ОВД. В регионах периодически возникали стихийные протесты жителей, связанные с действиями или бездействием полиции. В этом смысле российская ситуация не отличалась от других стран, где реформы полиции тоже часто следовали за скандальными преступлениями с участием полицейских.
Разрушенная репутация и кризис управления в правоохранительных органах повлекли за собой политические решения и вылились в переименование правоохранительных органов из милиции в полицию и написание нового закона о полиции. Но новый закон не подразумевал никаких действительно серьезных организационных и кадровых нововведений.
Если говорить коротко, изменение всего нескольких вещей – увеличение присутствия полицейских «на земле», децентрализация полиции, радикальное усиление информационной инфраструктуры работы полицейских – позволило бы действительно называть реформу реформой. Фактически же единственным кардинальным изменением помимо переименования милиции в полицию стало значительное увеличение финансирования органов внутренних дел. В 2011 г. бюджетные расходы на деятельность органов внутренних дел составили 340,6 млрд руб., а в 2012 г. они выросли в 2 раза до 767 млрд руб.
Проблемы полиции попытались решить вливанием денег и увеличением зарплат. Опираясь на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики, мы рассчитали, что до реформы (в 2011 г.) средний заработок полицейского не отличался от заработков не полицейских в стране (28 500 руб. в рублях 2017 года против 26 800 руб., но эта разница статистически незначима). Непосредственно после реформы последовало двукратное повышение окладов, и полицейские стали зарабатывать значительно больше. В 2012 г. их средние доходы стали на 60% превышать средние доходы по стране (46 600 руб. по сравнению с 29 200 руб. у не полицейских).
Социологи Кирилл Титаев и Екатерина Ходжаева рассказывают о непропорциональных пенсионных преимуществах силовиков на офисной работе. В теории более высокие зарплаты мотивируют сотрудников работать больше и усерднее, позволяют нанимать более способных и производительных работников, уменьшается текучесть кадров, что позволяет сократить издержки на отбор и обучение персонала. Все эти преимущества можно было бы получить, если бы наем сотрудников полиции происходил на открытом рынке. Но так не происходит.
В правоохранительные органы приходят служить либо выпускники ведомственных вузов, которые на протяжении пяти лет социализируются в той же профессиональной среде, в которой им предстоит служить, либо сразу после армии. Аттестация же, которая последовала после принятия реформы, была формальной, сокращению подверглись только и так пустующие позиции (вакансии), а возможность перейти на службу в полицию любому милиционеру тянула за собой перенос сложившихся практик и неформальных правил работы с потерпевшими и подозреваемыми.
Тем не менее пристальное внимание, которое было приковано к правоохранительным органам, и финансовые вливания, позволившие если не радикально, то в какой-то степени обновить кадровый состав, помогли в деле улучшения имиджа. Согласно опросу ВЦИОМа, показатели недоверия к полиции упали с 65% в 2012 г. до 46% в 2013 г. и достигли рекордно низкого уровня в 27% в 2017 г. Однако уже в конце 2018 г. доля граждан, не доверяющих полиции, выросла до 35%.
Доходы сотрудников полиции складываются из оклада, надбавок за условия несения службы, за звание, за выслугу лет и могут включать повышающий региональный коэффициент. Помимо этого, доходы полицейских могут быть дополнены материальной помощью и премиями. Но из всех компонентов только оклад является базовым доходом, все остальные доплаты могут быть сокращены. 2014 год ударил по правоохранителям особенно сильно, и их доходы резко просели, что заметно даже на фоне падающих доходов всего населения.
Когда деньги закончились, стало ясно, что ключевые проблемы правоохранительных органов в ходе реформы так и не были решены. Едва ли можно считать, что удалось снять проблему «палок», а целевые показатели больше не выступают в качестве основного стимула работы. Переименование должностей не привело к реальному изменению функционала людей, работающих на этих должностях. Не было предпринято никаких реальных шагов для налаживания сотрудничества с обществом и подотчетности гражданам. Не удалось повысить и стандарты профессии, а ст. 9 «Общественное доверие и поддержка граждан» закона «О полиции», которая предполагала общественную (а не уголовную) ответственность полицейских за неправомерные действия, так и осталась спящей.
В 2011 г. сырьевая рента позволила успешно реализовать социальный проект «обеспеченный полицейский», но в 2019 г., когда МВД оказалось лишь одним из множества претендентов на нефтяные доходы, единственным способом сохранить достойное довольствие полицейских станет настоящая реформа правоохранительных органов и отказ от не свойственного полиции функционала, считает газета “Ведомости”.
В любом случае, в 2020 году зарплата государственных служащих, включая сотрудников МВД РФ (полиции) из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО – станет значительно больше.