Как написать исковое заявление о признании постановления администрации города незаконным

В __________ федеральный суд
г._____________

Истец : _________________________
прож., _________________________

Ответчик : Администрация г. __________

________________________,
прож., ________________________

Исковое заявление
Дополнительное
О признании Постановления Администрации
г.____________ незаконным

При рассмотрении гражданского дела по иску Администрации г.__________ к ____________ о расторжении договора в суд было представлено __________ года Постановление Главы Администрации г.__________ за № ___ от __________ года « Об объединении квартир и переводе жилого помещения в нежилое и разрешении устройства дверного проема « согласно которого на основании заявления ________ объединены квартиры __, __, __ по ул. ___________ в г.________ в одну квартиру № ___ и квартира передана в нежилой фонд.
Данное постановление считаю не законным, в виду того, что вынесено без учета мнения и желания собственника квартиры № __ по ул. __________, который с заявлением об объединении квартиры с квартирами, принадлежащими ___________ в Администрацию города не обращалась.
Я, как собственница подала заявление на _____________ об устранении им препятствий в пользовании моей квартирой и с участием Администрации города рассматривается спор, и при этом Администрация выносит постановление, игнорируя мои, по сей день не опороченные, права на квартиру.
Постановление нарушает мои конституционные права на жилье и подлежит признанию незаконным.
На основании изложенного

ПРОШУ :
Признать постановление Главы Администрации города ___________ № ___ от _____________ года незаконным.

Наложить запрет на совершение действий по отчуждению квартиры № __ по ул. ___________ и выдачу документов относительно указанной квартиры Администрацией и органами Администрации города ___________ .

Приложение :
Копия иска
Квитанция об оплате госпошлины

Представитель __________ по доверенности
________________

 

Судебная практика

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**/**/**** ….

Иркутский районный суд …. в составе председательствующего судьи Барахтенко О.В., при секретаре Жанцановой О.В.,

с участием административного истца Черанева С.В. и его представителя Кузнецовой Е.В.,

представителя административного ответчика администрации …. муниципального образования Трохимчук Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Черанева СВ к администрации …. муниципального образования о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Черанев С.В. обратился в суд с административным иском к администрации …. муниципального образования, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным постановление администрации …. муниципального образования № от **/**/**** «Об отмене постановления администрации …. № от **/**/****».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе рассмотрения Иркутским районный судом гражданского дела по иску СТН «Труд ветерана» к нему, Чераневу С.В. о признании недействительным постановления администрации …. муниципального образования №, о признании членской книжки недействительной, о признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок, об исключении из ГКН сведений о земельном участке №, ему стало известно о прокурорской проверке, в результате которой вынесено представление прокуратуры …. № от **/**/****, в соответствии с которым администрацией …. муниципального образования постановлением от **/**/**** № отменено постановление администрации …. № как незаконное.

Административный истец полагает, что постановление администрации …. от **/**/**** № нарушает его права, в связи с чем вынужден обратиться за судебной защитой.

Нарушение прав усматривает в следующем: **/**/**** им получено свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: …., СНТ «Труд ветерана», уч. №. Право собственности никем не оспорено.

**/**/**** администрация …. муниципального образования постановлением № признала постановление администрации …. № незаконным.

Каким образом, на основании каких фактов Администрация пришла к подобному выводу в постановлении не указано, кроме ссылки на представление прокурора.

Административный истец считает, что Администрация нарушила его права тем, что надлежащим образом не убедилась в основаниях отмены постановления, не привела доказательств, что постановление незаконно.

В результате отмены постановления нарушено его право собственности на земельный участок.

За 5 лет владения участком, он произвел его отсыпку, проложил подъезд к участку, поставил контейнер, разработал участок, пробурил скважину, частично возвел дом (1 этаж), огородил участок забором, оплачивал земельный налог. Дом (первый этаж), который в настоящее время возведен на участке, является единственным местом жительства его семьи (супруги, несовершеннолетнего ребенка).

**/**/**** он был принят в СНТ «Труд Ветеранов» электриком, сторожем без испытательного срока, бессрочно, по договору возмездного оказания услуг от **/**/****, с заработной платой ~~~ руб. Ему было предоставлено служебное жилье — сторожка (4×7 кв.м.). За свой счет, с согласия председателя, он пристроил веранду. Исправно исполнял работу до февраля 2015 года. Претензий со стороны бывшего председателя и садоводов не было. В связи с тем, что зарплата была небольшая, он устроился на работу в МЧС России, ФГКУ Байкальский Поисково-Спасательный Отряд.

В ~~~ году женился, зарегистрировал брак, супруга стала проживать с ним, работая продавцом в магазине. **/**/**** у него родился сын Дмитрий.

В ~~~ году он обратился в правление СНТ с просьбой предоставить земельный участок.

**/**/**** он был принят в члены СНТ «Труд ветерана», ему была выдана членская книжка.

**/**/**** им было получены правоустанавливающие документы на земельный участок. Указывает, что никакого отношения к формированию участка, расширению садоводства он не имеет. Считает, что с его стороны нарушений нет.

Учитывая изложенное, ссылаясь на положения ст.ст. 42464758 Конституции РФ, Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», КАС РФ, просит суд признать незаконным постановление администрации …. муниципального образования № от **/**/**** «Об отмене постановления администрации …. № от **/**/****».

В судебном заседании административный истец Черанев С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что с момента предоставления ему земельного участка он пользовался им, распоряжался по собственному усмотрению, т.е. в полной мере осуществлял свои правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему на праве собственности имуществом. О принятом постановлении ему стало известно только в ходе рассмотрения гражданского дела по иску СНТ «Труд ветерана», в судебном заседании, которое проходило под председательством судьи Коткиной О.П. **/**/****. Полагал, что изданным и оспариваемым в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела постановлением органа местного самоуправления нарушены его права как собственника земельного участка.

Представитель административного истца Черанева С.В. – Кузнецова Е.В. в судебном заседании позицию своего доверителя поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске. Полагала, что требования Черанева С.В. заявлены законно и обоснованно, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме. …. муниципального образования, издавая **/**/**** постановление №, не убедилась в том, что Черанев С.В. реализовал свое право на получение земельного участка в собственность на основании первоначально изданного постановления от **/**/**** за №. …. муниципального образования была не вправе отменять указанное постановление в административном порядке при наличии зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности Черанева С.В. на земельный участок.

Представитель административного ответчика администрации …. муниципального образования Трохимчук Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, принятого во исполнение поступившего в адрес Администрации представления прокурора. Полагала, что по смыслу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация …. муниципального образования имела право в порядке самоконтроля и при наличии поступившего представления прокурора отменить ранее изданное постановление.

Выслушав пояснения административного истца и его представителя, пояснения представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Чераневым С.В. требований, исходя из следующего.

При рассмотрении настоящего дела суд полагает необходимым руководствоваться нормами Кодекса административного судопроизводства РФ, исходя из положений ст. 3 Федерального закона № 22-ФЗ от **/**/**** «О введение в действие Кодекса административного судопроизводства РФ».

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии частями 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Часть 1 статьи 48 указанного Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.

По смыслу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Таким образом, обязанность доказывания наличия оснований для отмены принятого ранее распоряжения возлагается в силу указанных норм и требований ст.ст. 62218 КАС РФ на муниципальный орган.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации …. муниципального образования № от **/**/**** Чераневу С.В. из земель сельскохозяйственного назначения был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: …., СНТ «Труд Ветерана», участок №, для ведения садоводства образованный путем раздела земельного участка, предоставленного СНТ «Труд Ветерана».

Кроме этого, в ходе рассмотрения дела по существу судом установлено и материалами дела подтверждается, что впоследствии постановлением администрации …. муниципального образования от **/**/**** № постановление администрации …. № от **/**/**** «О предоставлении гр. Чераневу С.В. в собственность земельного участка» было отменено как незаконное.

В качестве основания для отмены указанного постановления в тексте постановления имеется ссылка на представление прокуратуры №б-15 от **/**/**** об устранении нарушений земельного законодательства.

Как было указано выше, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от **/**/**** №-О-О указал, что, положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции РФ, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Из оспариваемого Чераневым С.В. постановления администрации …. муниципального образования № от **/**/**** следует, что постановление администрации …. № от **/**/**** отменены, вместе с тем, основания для их отмены не указаны. Оспариваемое постановление не содержит ссылок на конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, также в постановлении не приведены доказательства несоответствия закону ранее изданного постановления.

Содержащаяся в оспариваемом постановлении ссылка на представление прокуратуры …. №б-15 от **/**/**** не свидетельствует о наличии безусловных оснований для отмены ранее изданного постановления. В данном случае прокурор …., проведя проверку обращению Вакуленко Л.И. относительно незаконного предоставления земельных участков на основании подложных документов, предложил мэру …. принять незамедлительные меры к защите, в том числе и в судебном порядке нарушенного права.

Статьей 28 Федерального закона от **/**/**** № «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протесты вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст. 23 данного Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от **/**/**** № «О прокуратуре Российской Федерации», протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта. Данному лицу в силу требований закона необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.

В рассматриваемом случае администрация …. муниципального образования, признав нарушение законодательства, издала постановление об отмене муниципального акта, однако не указала в нем конкретные мотивы и обоснование его издания.

Кроме этого, судом установлено, что гр. Черанев С.В. реализовал свое право на основании вышеназванного постановления администрации …. муниципального образования № от **/**/****, зарегистрировав свое право собственности на земельный участок, площадью 400 кв.м., с кадастровым номером ~~~, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенный по адресу: …., СНТ «Труд Ветерана», уч. №, в установленном законом порядке.

Таким образом, на момент издания оспариваемого постановления, а также на момент рассмотрения настоящего дела в суде Черанев С.А. являлся и является собственником земельного участка, площадью № кв.м., с кадастровым номером ~~~, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенный по адресу: …., СНТ «Труд Ветерана», уч. №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права …. от **/**/****.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от **/**/**** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом, поскольку постановление администрации …. муниципального образования № от **/**/****, отмененное оспариваемым постановлением, повлекло за собой возникновение у Черанева С.В. права собственности, зарегистрированного в установленном законом порядке, то отмена данного постановления не будет являться надлежащим способом защиты нарушенного права заинтересованного лица, такая защита возможна при оспаривании зарегистрированного права в судебном порядке.

В данном случае суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление непосредственно затронуло права и интересы заявителя, который к моменту вынесения оспариваемого постановления в полном объеме осуществлял правомочия по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, являясь его собственником.

Возникшие в данном случае гражданские права Черанева С.В. могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административной порядке законодательством не допускается.

Согласно главе IX Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок (п. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Чераневым С.В. постановление администрации …. муниципального образования № от **/**/**** «Об отмене постановления администрации …. № от **/**/****, следует признать незаконным, как не соответствующим Земельному кодексу РФ, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также нарушающее права и законные интересы административного истца. При этом суд учитывает, что с настоящим административным иском Черанев С.В. обратился в суд в установленный законом срок.

Доводы представителя административного ответчика администрации …. муниципального образования о том, что на сегодняшний день не оспорено представление прокурора …., послужившее основанием для издания оспариваемого в рамках настоящего дела постановления, не опровергают доводов административного истца о том, что при наличии зарегистрированного права собственности на земельный участок, администрация …. муниципального образования была не вправе в административном порядке отменять ранее изданное постановление, послужившие основанием для регистрации права собственности Черанева С.В. в установленном законом порядке. Кроме того, представление прокурора …. никаких правовых последствий для Черанева С.В. как таковое не порождает.

Иные возражения представителя административного ответчика администрации …. муниципального образования относительно заявленных в рамках рассматриваемого дела требований, при наличии зарегистрированного и не оспоренного в установленном законом порядке права собственности Черанева С.В. на земельный участок, не состоятельны.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175180227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Черанева СВ – удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации …. муниципального образования № от 20 2015 года «Об отмене постановления администрации …. № от **/**/****».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд …. в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: О.В. Барахтенко

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Социальный юрист: портал юридических услуг