Массовое сокращение госслужащих и повышение зарплат оставшихся в 2020 году

МОСКВА, 23 сентября 2019 года. С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению «армии» госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА Новости первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Массовое сокращение госслужащих и повышение зарплат оставшихся в 2020 году: подробный анализ ситуации

Реформа в сфере госуправления, в результате которой существенно сократится количество госслужащих, позволит не тратить дополнительные 100 млрд руб. в год для повышения зарплат оставшихся чиновников до конкурентного уровня. Об этом первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко рассказала в интервью «РИА Новости».

Она отметила, что экономия не самоцель реформы. «Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

массовое сокращение госслужащих в 2020 году

Реформу запланировали начать в 2020 году. О грядущих изменениях Нестеренко сообщила еще в марте. Сначала число сотрудников территориальных органов власти сократят на 5%, через год — еще на 10%. За эти два года штат центрального аппарата сократится на 10%.

В марте Нестеренко отмечала, что решения о повышении зарплат госслужащих до «конкурентного уровня» в целом приняты, однако на них потребуется «много денег». Конкретную сумму она тогда не называла, но заявила, что постоянная часть зарплаты должна составлять 60% от фонда оплаты труда, плавающая — оставшиеся 40%, сейчас же «пирамида перевернута».

 Увеличение числа чиновников в стране с 2014 года

Численность работников госорганов в России в 2017 году возросла впервые с 2014 года — на 5,2 тыс. человек, подсчитал Минфин. По всей стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях насчитывается 1,273 млн чиновников

Снова в плюсе

В России на конец 2017 года насчитывалось 1,273 млн работников федеральных, региональных и муниципальных государственных органов, следует из свежей статистики Минфина России, опубликованной в разделе открытых данных. Их численность по сравнению с предыдущим годом возросла незначительно (на 5226 человек, или 0,4%), но это первое увеличение за три года.

До этого количество чиновников, по данным министерства, сокращалось два года подряд (в общей сложности почти на 114 тыс. человек, или 8,2%). В 2015–2016 годах власти проводили бюджетный секвестр на фоне спада экономики.
Минфин собрал данные по 76 федеральным органам и 85 регионам, не считая госслужащих, переведенных на так называемые новые системы оплаты труда (НСОТ, или «эффективный контракт»), которых в 2016 году было только 121 тыс.

Кроме того, Минфин не учитывает гражданских служащих Минобороны, МВД, Росгвардии и спецслужб. Зато эти сотрудники включены в данные Росстата об общей численности работников госорганов, которая на конец 2017 года составила 2,173 млн человек.
«Рост меньше чем на 1% находится в пределах точности расчетов, и предмета для обсуждений здесь нет. Это говорит о примерно стабильной численности чиновников», — сказал РБК проректор РАНХиГС Андрей Марголин. По его словам, число чиновников нельзя сокращать бездумно и необходимо избегать сплошного уменьшения штата госорганов. «Если разверстать по всем ведомствам требование сократить [штат сотрудников] на 10–15%, то это очень плохо. Потому что там, где нужно сокращать полностью, будет сокращение на 10% и там, где, может быть, нужно добавлять, тоже будет сокращение», — пояснил Марголин. По его мнению, точно не мешало бы сократить численность контрольно-надзорных органов. «Контрольные органы, с моей точки зрения, конечно, слишком хорошо укомплектованы», — отметил проректор РАНХиГС.

сколько в россии госслужащих
По данным Минфина, в штатном расписании госорганов по всей стране на конец 2017 года было утверждено 1,368 млн работников, то есть замещено было 93% вакансий. В том числе в федеральных органах процент замещения составил 91,7%. Самый низкий процент замещения наблюдается в Верховном суде (около 67%), Конституционном суде (67%), Рослесхозе (68%), Росгидромете (69%) и Федеральном медико-биологическом агентстве (76%). Минфин ранее называл среди причин этого явления длительность и сложность процедуры организации конкурсов на замещение вакантных должностей, необходимость частых командировок в территориальных органах, высокие требования к сотрудникам при низкой оплате труда.

На вопрос, сколько всего в России чиновников, ответить трудно: зависит от того, что понимать под словом «чиновник». Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подсчитала, что в 2011 году (более поздних данных так и не появилось) общая занятость в госсекторе в России составляла 30,6% от рабочей силы, или 23,1 млн человек. Но в этот показатель включались и все бюджетники (врачи, учителя, военные и т.п.), и сотрудники госкомпаний.

Налоговиков больше всех

Федеральная налоговая служба (ФНС) с большим отрывом лидирует среди федеральных органов власти по численности сотрудников: на конец 2017 года в ФНС и ее территориальных инспекциях работали почти 146 тыс. человек, или 23% от общего числа федеральных работников. Она же занимает первое место по фактическим расходам на обеспечение деятельности — 134,1 млрд руб. Но численность налоговиков будет сокращаться за счет перехода к автоматизации процессов и онлайн-форматам, предполагает Марголин. «Здесь есть резервы для сокращения», — уверен он.

Всего в 2017 году федеральные органы, вошедшие в статистику Минфина (не включает Минобороны, органы правопорядка и безопасности), получили из бюджета на свое содержание 729,8 млрд руб. — чуть больше, чем годом ранее (725,3 млрд руб.). Около 60% этой суммы, как правило, уходит на зарплаты.
На втором месте по числу работников — система федеральных судов общей юрисдикции с 88,2 тыс. человек. Расходы на ее содержание — тоже вторые среди всех федеральных органов, 111,5 млрд руб.
В Федеральной службе судебных приставов с ее сетью территориальных органов по всей стране работают почти 71 тыс. человек (третье место по численности).

расходы федерального бюджета на содержание аппарата госслужащих

Интересно также взглянуть на то, сколько получает из бюджета то или иное ведомство в расчете на одного работника. С этой точки зрения самым «дорогостоящим» федеральным органом оказалась Россвязь — 191,6 млн руб. в среднем на одного сотрудника. Но это агентство, курирующее в том числе спутниковую связь и сети теле- и радиовещания, отдает в бюджет как администратор доходов практически столько же, сколько получает из казны. За Россвязью по показателю «расходы на обеспечение деятельности в расчете на одного работника» со значительным разрывом следуют федеральные арбитражные суды (7,5 млн руб.) и Минтранс (4,9 млн руб.).

Мнение экспертов

«Экспертное сообщество выделяет несколько причин для объяснения подобного тренда, наиболее распространенными из которых можно назвать усложнение системы госуправления и рост социальной напряженности в стране. В результате, по данным Росстата, на 30 работающих граждан приходится один служащий.
Их общее число на 1 января 2018 г. на всех уровнях системы государственного и муниципального управления составило 2 млн 173 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2000 г. боле чем на 1 млн человек.
На новом этапе преобразований планируется в 2020 г. сократить численность сотрудников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти на 10%, а территориальных органов — на 5%. К 2021 г. этот показатель в регионах должен достигнуть 15%. Далее планируется провести ряд структурных преобразований, влекущих дополнительное высвобождение кадров.
Рассмотрим возможные последствия снижения численности госаппарата. Среди экспертов распространена позиция, что государственный бюджет тянет на себе громоздкий бюрократический аппарат, генерирующий коррупционные риски для населения и предпринимателей на фоне низкой производительности труда. Такое мнение преимущественно распространено в регионах, однако именно там государственный и бюджетный сектор снижают социальную напряженность, обеспечивая население рабочими местами.
Может быть, этот труд не предельно производительный, но такая политика на данном этапе развития государства решает задачи национальной безопасности. Особенно это актуально для регионов СКФО.
При сокращении численности госаппарата изыскание дополнительных ресурсов на повышение уровня оплаты труда должно происходить на фоне роста требований к уровню квалификации и ответственности чиновника. В противном случае население не получит производительных и эффективных специалистов, а существующее бюрократическое давление лишь усилится.
При этом задачи по сокращению численности госслужащих и затрат на обеспечение госуправления разные по своей сути, и было бы хорошо, если высвобождаемые ресурсы шли не столько на рост заработных плат, сколько на снижение издержек управления, в том числе за счет информатизации рабочих мест, и повышение квалификации чиновников.
Также возникает вопрос: если сокращенные служащие выйдут на рынок труда, то способно ли государство и бизнес обеспечить таких специалистов рабочими местами или же мы увидим всплеск безработицы? Возникает вопрос и о готовности прозрачной системы оценки и аттестации сотрудников, по результатам которой будет принято решение о сокращении. Здесь могут возникать значительные правовые и коррупционные риски, снижающие эффективность государственного управления в целом.
Необходимо проработать прозрачную и эффективную систему оплаты труда чиновников. Если после сокращений будут увеличены оклады, то что станет с переменной частью оплаты труда, которая может превышать базовую часть в несколько раз. Какие ведомства и категории сотрудников получают привилегии при увеличении фонда оплаты труда, тоже немаловажно.
Таким образом, возникает вопрос об оценке реальной эффективности проводимой оптимизации численности и роста производительности труда в системе государственного и муниципального управления», — высказал свое мнение эксперт.

Кого уволят

После того, как в 2019 году Минфин анонсировал массовые увольнения госслужащих во всех регионах России, у всех оказавшихся под ударом возникает только один вопрос – кого уволят в первую очередь. По словам Татьяны Нестеренко в 2020 году планируется уменьшить численность состоящих на государственной службе на 5%, а в 2021 – еще на 10%. Также запланированы сокращения в центральном аппарате. Вероятнее всего и тут новое место работы придется искать 10% сотрудников.

Ярослав Нилов подтверждает неизбежность сокращения, но при этом акцентирует внимание на том, что вопрос еще нуждается в дательном рассмотрении, ведь определять где и сколько сотрудников можно убрать будут исходя из потребностей конкретно взятого аппарата. Очевидно одно – в результате цифровизации сократиться количество чиновников, работающих в сфере контроля, ведь их функцию смогут быстрее и эффективнее выполнять автоматизированные системы

Заключение

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению «армии» госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА Новости первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа:

  1. Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на 10%, территориальных органов — на 5%, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15%.
  2. На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Алина Орлова/ автор статьи
Люблю изучать все новое, интересное и необычное. А так же — закутаться в теплый плед, взять горячий какао и рассказать вам о новинках финансового рынка, горячие истории из кабинетов банковских консультантов и другие интересности.
Загрузка ...