Какую цену ставить в договоре

Бывают ситуации, когда инспектора обвиняют компанию в необоснованной выгоде, по причине того, что она купила или продала что-то по нерыночной цене. И могут даже доначислить налоги. Если у вас есть такие сделки, будьте готовы к возможным вопросам. Безопаснее, конечно сверять цены с рыночными, хотя бы по крупным сделкам. Обязательно сверять цены с рыночными будут в случае подозрения во взаимозависимости контрагентов. Ничто не мешает инспектору указать в документах, что он подозревает необоснованную экономию на налогах. Причем проверяют как контролируемые, так и неконтролируемые сделки между такими лицами. Правила проверки в этих двух случаях немного различаются.

Метод сопоставления рыночных цен — правоприменительная практика налоговой

Инспектора применяют метод сопоставимых рыночных цен (ст. 105.9 НК). Смотрят, сильно ли отличаются ли ваши цены по договору от условий по аналогичным сделкам на рынке. Если расхождения большие, либо доначисляют доходы, либо отменяют расходы. Ну, и конечно, назначают штрафы.

Если в договоре вообще нет цены, он всё равно будет действовать. Но тогда стороны должны определить ее самостоятельно исходя из цен на аналогичные товары и услуги в таких же условиях (п. 3 ст. 424 ГК). Цены должны быть близки к рыночным и тем, по которым вы работаете с другими поставщиками. Для этого неплохо иметь прайс листы. Подойдут данные информационно-ценовых агентств.

Судебная практика

НК РФ не определяет, в каком случае отклонение от цены считается критичным и приведет к необоснованной налоговой выгоде. Суды считают признаком налоговой выгоды «многократное отклонение» (п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного суда от 16.02.2017).

Что такое «многократное отклонение», суды решают в каждом отдельном случае. Но доказать, что цена рыночная, если она занижена или завышена в три и более раза, реально тяжело.

Но исключения тоже бывают. Был случай, когда компания в суде смогла отменить решение ИФНС (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2017 № Ф06-22590/2017). Она предъявила документ о маркетинговой политике и пояснила, что цены зависят от объема продаж. Поэтому лучше заранее составить подобный документ и прописать в нём все правила уценообразования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Алина Орлова/ автор статьи
Люблю изучать все новое, интересное и необычное. А так же — закутаться в теплый плед, взять горячий какао и рассказать вам о новинках финансового рынка, горячие истории из кабинетов банковских консультантов и другие интересности.
Загрузка ...